Рынок труда будущего, какой он? Путешествие в 2022 год.

 

Современные инновации создают новые индустрии и бизнес-модели, поглощая старые. Новые технологии, увеличивающееся значения информации и анализа большого объема данных, а также  социальное взаимодействие имеют огромное значение на людей, их цели, мотивацию, типы общения и, безусловно, рабочую сферу.

Как же мировые изменения повлияют на рынок труда, и как изменится HR?

В данной статье мы познакомим Вас с основными результатами проекта, который начался в 2007 командой из PwC  и Джеймсом Мартином (Institute for Science and Civilisation) в Said Business School в Оксфорде. Целью проекта является моделирование различных сценариев будущего. Результатом стало создание трех «рабочих пространств» (Синее, Зеленое и Оранжевое), в которых организации по-разному взаимодействуют внутри себя и с окружающим миром.

Проект базируется на специализированном опросе 10 000 человек из Китая, Индии, Великобритании и США, которые поделились своим мнением касательно работы и ее значения в их жизни. Более того, был проведен опрос 500 HR-профессионалов по всему миру, которые рассказали о том, как они готовятся к грядущим изменениям.

Таблица  показывает ожидания респондентов относительно того, что станет основным толчком в изменениях на рынке труда в ближайшие 5-10 лет.

Изменения вокруг рабочей среды основываются на борьбе между индивидуализмом и коллективизмом, корпоративной интеграцией и бизес-фрагментацией. Их взаимодействие порождает возможные сценарии развития:

  • Огромные корпорации трансформируются в маленькие предприятия со значимой ролью в обществе;
  • Специализация породит огромное количество совместного нетворкинга (networking);
  • Проблемные вопросы общества и окружающей среды фундаментально изменят взгляд на бизнес и бизнес-стратегии.

Безусловно, любой из сценариев повлияет и на HR, которому придется бросить вызов изменениям не только в рабочей среде, но и во всем окружающем мире.

К 2022 радикальные изменения в бизнес-моделях заставят компании столкнуться со следующими задачами:

  • Необходимость создания более сложных и комплексных оценок персонала для мониторинга и контроля за продуктивностью и результативностью;
  • Взаимоотношения станут основным драйвером роста и успеха;
  • Граница между рабочей и личной жизнью будет и дальше размываться, поэтому компании будут нести ответственность за социальную адаптацию работников.

HR считается пассивной, услуго-ориентированной функцией. Однако изменения в бизнес среде влияют таким образом, что роль HR заметно увеличивается. В будущем HR будет тесно взаимодействовать с бизнес-стратегией. Функционал HR расширится, и он станет драйвером построения взаимоотношений не только внутри компании, но и за ее пределами, а также будет активным участником социальной составляющей предприятия.

Итак, что же представляют из себя упомянутые выше «рабочие пространства»?

Синее рабочее пространство.  В основе всего лежит Корпорация.

В мире господствует капитализм, поддерживаемый крупными корпорациями. Глобализация  находится на своей пиковой стадии, на рынке доминирует потребитель. Рабочее место, карьера и карьерный рост – это то, что отделяет имущих от неимущих. Основная цель в данном пространстве -  получение прибыли, рост и достижение лидерства на рынке.

Корпорации имеют огромное влияние по всему миру и обладают достаточными ресурсами, чтобы воевать за таланты и идеи. Безжалостное давление обуславливается высоким уровнем конкуренции и агрессивной политикой новичков рынка. Компании стремятся добиться максимальной производительности для того, чтобы занять лидирующее положение на рынке и получить сверх-прибыль. Основная задача – как объединить таланты, ресурсы и инновации для создания устойчивой и эффективной корпоративной культуры. Для достижения новых высот компании вынуждены постоянно вкладывать в  R&D и поглощать мелкие фирмы.

В таком мире стабильная занятость становится все большей редкостью, поэтому ставки на этом рынке высоки, так же как и вознаграждения тем, кто смог найти и занять удачное место. Это касается не только заработной платы, но и социального обеспечения, пенсионного страхования и доступу к другим благам. Технологии позволяют не только моделировать наилучшего кандидата с учетом всех необходимых навыков, но и измерять продуктивность каждого работника.

Соответственно, вслед за подобными изменениями, изменится и организационная роль HR. Команда HR не только будет иметь колоссальное влияние в целом на рынок труда, но и будет разрабатывать сложные системы оценки и вознаграждения персонала. Ключевыми вопросами  для HR будут оценка и развитие человеческого капитала для постоянного повышения производительности; оптимизация ресурсов (техника, искусственный интеллект и человек, как их совместить) для достижения наилучших результатов; определение грани между необходимым мониторингом сотрудников, их производительностью и личной жизнью каждого работника.

Зеленое рабочее пространство – забота со стороны компаний.

Компании стараются развить социальную совесть и ответственность за окружающую среду. Потребители требуют от компаний этического поведения и честности. Главной задачей в этом пространстве является результат деятельности, а именно – положительные социальные изменения и изменения окружающей среды.

Безопасность, честность и этичность – основа, на которой работают все компании в Зеленом пространстве. Для достижения этого, компании контролируют свои цепочки поставок, и другие процессы, происходящие в компании. Корпоративная ответственность становится обязательным условие функционирования на рынке.

Устойчивость всех процессов и стабильное состояние всех структур – то, к чему стремятся компании. Поэтому основными задачами HR становятся обучение, адаптация и поддержка персонала, а также контроль состояния здоровья всех работников предприятия.

Стремление к заботе об окружающей среде объясняется не только внутренним желанием людей, но также и необходимостью более разумного и экономного использования ресурсами планеты.

Организационные структуры в Зеленом пространстве преимущественно гибкие, где каждый сотрудник имеет право голоса при принятии решения. HR участвует в построении взаимоотношений внутри коллектива и поддержании положительной рабочей атмосферы. Таким образом, HR выступает в роли защитника бренда, помогая распространить видение компании, ее миссию и ценности далеко за е пределы.

Оранжевое рабочее пространство – красота в малом.

Влияние крупных компаний снижается под усиливающимся влиянием социальных объединений и нетворкинга. Основная цель – максимизация гибкости при минимизация постоянных издержек.

Основа конкуренции – проектная работа. Люди максимально гибкие, не создают постоянных организационных связей, а стремятся к временному объединению для достижения максимальных результатов в каждом конкретном проекте.

Компании в Оранжевом пространстве распадаются на автономные сети для выполнения определенных операций. Так, цепочки поставок представляют собой огромные сети, взаимодействующие на региональном и рыночном уровнях. Доступ и участие в сети – это конкурентное преимущество Оранжевого пространства.

Интересно обратить внимание на то, что на сегодняшний день в Китае около половины участников рынка уверены в том, что в будущем не будет традиционного рынка труда. Каждый кандидат будет представлять свой собственный бренд себя, для чего нужно обладать разнообразными навыками и умениями их разных сфер и отраслей.

Крупный бизнес в Оранжевом пространстве уступит более гибкому и инновационному среднему бизнесу. Все успешные предприятия работают на проектной основе. Развитая система контактов и взаимоотношения является залогом успешного поиска команды, эффективного взаимодействия и, как следствие, достижения высоких результатов.

Так, основной задачей HR становится поиск и построение взаимосвязей с большим количеством участников рынка. Чем шире партнерская сеть организации, тем быстрее HR может найти подходящего специалиста. Более того, HR имеет возможность выбрать более компетентного работника для обеспечения успешности выполнения работы. Также на HR возлагается задача оценки работника, его умений, заинтересованности в успехе проекта и реального вклада в выполнение заданий. Соответственно, каждый работник может быть проранжирован по своим компетенциям и прошлому опыту, от чего и зависит его вознаграждение.

Таким образом, были рассмотрены три сценария развития бизнес-моделей в будущем. Каждый из них уникален и интересен по-своему. В каждом сценарии есть как положительные, так и отрицательные моменты. И нельзя опустить тот факт, что в каждом из сценариев есть место HR, который наделен разным функционалом. В Синем пространстве HR имеет важную аналитическую функцию, в Зеленом – выступает в качестве поддержки бренда, ценностей и корпоративной культуры. А в Оранжевом пространстве HR  является основным участником нетворкинга.

В заключении хотелось бы сказать, что, несмотря на быстрые перемены на рынке, необходимо не только смотреть в будущее и быть готовым к кардинальным изменениям, важно также не забывать про настоящее и стараться использовать имеющиеся знания и ресурсы с максимальной выгодой для себя и пользой для окружающих.

По материалам PricewaterhouseCoopers (www.pwc.com/humancapital)

Полезная информация

Для прессы

Статьи

Поделиться в сети