Как помочь работе найти вас

Уже более 5-и лет провожу консультации по трудоустройству и карьере. Так и хочется удвоить цифру... Но это будет неправдой. Когда-то давно, в рамках подготовки кандидата к собеседованию очень хотелось дать кому-то ненужный совет. Кому-то он помог пройти через препоны и занять вакантное место. Я искренне гордилась, что с моей помощью. Потом это было хобби. Шли знакомые, коллеги, бывшие и настоящие студенты. Сейчас — это профессиональная услуга. Только за прошлый 2011 год я провела 117 консультаций.

Кому нужна консультация по трудоустройству и карьере? Всем, кто столкнулся со сложным конкурентным рынком и не может найти работу. Всем, кто хочет повысить свою стоимость как профессионал. Всем, кто хочет понять, что кризис — это время возможностей или лучше просто остаться на своем рабочем месте? Всем, кто хочет оценить свои компетенции и соотнести их с требованиями рынка. Большинство профессионалов, которые приходили на консультацию начинали диалог с фразы «Я никогда в прошлом не искал работу. Работа находила меня сама» Поскольку наша компания занимается подбором и сопровождением топ-менеджеров и ключевых сотрудников, то почти все кандидаты, с которыми я работала, относились к их числу. Немного статистики: по позициям в процентном соотношении это выглядит так:

Как видно из диаграммы, большинство кандидатов, которые обращались за консультацией (25, 6%) последнее время работали Генеральными , исполнительными директорами, управляющими бизнесами. В числе лидеров — финансовые и банковские топ-менеджеры (14,5%) , директора по маркетингу и рекламе (12,8%), директора по персоналу (12%).

Меня часто спрашивают — а есть ли гарантия трудоустройства? Нет. И не возьмусь за это. Не раз отвечала себе на вопрос, почему. Во-первых, потому, что кандидат, заплативший деньги за трудоустройство психологически перекладывает ответственность за этот процесс на консультанта. Не хочет корректировать свои запросы, не слышит рынка. И самое главное, не продает себя на собеседовании, не показывает своей заинтересованности в этой вакансии. Всеми фибрами своей души он демонстрирует ложное равнодушие, считая, что консультант сам должен постараться, чтобы его продать. Во-вторых, простите за физиологическое сравнение, ребенок должен сам пройти по родовым путям, чтобы преодолеть трудности и окрепнуть в этом процессе. Я не пишу за соискателей и кандидатов резюме, не делаю рассылку по вакансиям. Заинтересованный в поиске работы должен сам пройти этот сложный «родовой» путь, чтобы ценить вакансию, на которую его выбрали. Это отношение будет влиять на эффективность работы.

Чем я могу помочь? Все зависит от запроса. Многие перед консультацией спрашивают, получат ли они конкретные инструменты и конкретные советы. Я уверенно говорю «да». Хотя не было ни одного человека, которым не нужна была психологическая поддержка и теплое участие. Порой профессиональные кандидаты ищут работу по 6-10 месяцев и приходят ко мне в отчаянии: «Что со мной не так?». Часто им достаточно понимания ситуации на кадровом рынке, статистических данных, чтобы самооценка повысилась, и появился импульс к активным действиям.

Если и можно структурировать карьерную консультацию, я бы сделала это так:

Запрос Действия Инструменты
Не могу найти работу длительное время. Что не так? Соотнесение запроса и компетенций кандидата, сильные и слабые стороны, обсуждение стратегии трудоустройства. Грамотное составление резюме. Самопродвижение (on-line агентства, КА, соцсети) Эффективное позиционирование на собеседовании.
Через 5, 10 лет хочу быть... Как этого достичь? Соотнесение компетенций и идеальной картинки будущего, оценка сильных и слабых сторон, стратегия развития компетенций. Создание видения будущей должности, статуса, разработка пошагового плана действий. Выбор учебных программ и определение возможностей дополнительного образования.
Опыт в разных сферах (или на разных профессиональных позициях). Куда пойти, чтобы сохранить статус, уровень зарплаты? Соотнесение компетенций (из разных сфер, позиций) с запросом рынка, обсуждение сильных и слабых сторон кандидата (в различных сферах, на различных позициях). Определение стратегии трудоустройства в выбранных сферах (позициях). Прогноз вероятности трудоустройства по выбранным сферам (позициям). Грамотное составление резюме (иногда 2-3-х) в зависимости от выбранной сферы (позиции). Самопродвижение (on-line агентства, КА, соцсети). Эффективное позиционирование на собеседовании в зависимости от позиции, сферы.
Стоит ли мне уходить с работы сейчас? Осознание причин демотивации. Соотнесение компетенций кандидата с образом его идеальной работы. Оценка сильных и слабых сторон кандидата. Создание видения идеальной работы. Соотнесение настоящего и будущего образов. Разработка пошагового плана действий.

Запросы здесь отражены далеко не все. Бывают ситуации и посложнее. Один из запросов — оценить есть ли у кандидата, который всю жизнь проработал наемным сотрудником, талант для развития собственного бизнеса.

"Неужели топ-менеджеры не могут составить грамотное резюме?«,- спросите вы. Поверьте, не было еще ни одного случая, чтобы мы не переделывали резюме в процессе консультации. Чаще всего, резюме кандидаты составляют исходя из стандартных требований, но не учитывают при этом ни свой собственный запрос, ни психологические аспекты восприятия будущего работодателя. Например, кандидат претендует на должность генерального директора, готов позиционировать себя как профессионала, который выведет компанию на определенные финансовые показатели. Естественно, потенциальный работодатель хочет увидеть в резюме образ эффективного и результативного управленца, который готов говорить на собеседовании языком цифр. Резюме — это коммерческое предложение кандидата, который продает себя потенциальному клиенту-работодателю. Сделайте его эффективным, и только тогда Вы получите приглашение на встречу.

Абсолютно со всеми профессионалами я продолжаю диалог после консультации. В основном, в on-line режиме. Мне приятно, что кто-то приходит повторно. Хочет поделиться своим новым опытом самопрезентации на собеседовании, обсудить и ошибки и удачи. К сожалению, не со всеми кандидатами я поддерживаю связь. Хотя весточки о них приходят с другими кандидатами, которые приходят на консультацию по рекомендации. Жизнь бурлит, и почти всегда ее линии расходятся как на сложном перекрестке.

В качестве разминки, проверьте:

  1. Вы пишете опыт работы в логике: Задача (должность, суть проекта) — должностные обязанности (что делал?) — достижения (что сделал?)?
  2. Вы пишете достижения с цифрами? (в противовес — они дублируют должностные обязанности в прошедшем времени);
  3. Вы демонстрируете ценность компании, в которых Вы работали (название, доля рынка, топовый рейтинг, известные бренды или клиенты, с которыми работали)...?
  4. В описании должностных обязанностей вы используете слова, которые демонстрируют Ваш статус («управление», «разработка», «контроль»)?
  5. Вы используете профессиональные и бизнес-термины (автоматизация бизнес-процессов, стандарты обслуживания, маржинальность, EBITDA...)?
  6. Вы пишете ключевые навыки так, чтобы Ваш работодатель понял, на какую именно вакансию Вы претендуете?
  7. Ваши рекомендатели — это статусные люди?

Если Вы ответили на все вопросы «да», Вы блестяще справились с первым этапом позиционирования себя. Впереди — собеседование! Успехов!

Генеральный директор
HR-агентства «Можайская и партнеры»
Инна Можайская

Полезная информация

Для прессы

Статьи

Поделиться в сети