Трудоустройство как маркетинг себя

Продаваемый кандидат... Вы когда-нибудь слышали от рекрутеров этот профессиональный сленг? Если вас назвали именно так, то с трудоустройством у вас не будет проблем. На языке коллег это означает, что вы востребованы рынком, включая ваш опыт работы, образование, профессиональные и личностные компетенции. Кроме того, вы умеете себя грамотно позиционировать, «продавать» на собеседовании, что является немаловажным дополнением к бэкграунду.

А что, если не так? Вы пачками отправляете резюме, а откликов не получаете? Или вы ходите по собеседованиям как по замкнутому кругу, а предложений о работе Вам не поступает? Как сделать себя продаваемым кандидатом? Начнем по пунктам.

  1. Понять цель. Задайте себе вопрос — какую работу вы хотите получить? Максимально опишите ее — компания, должность, функционал, задачи, зарплата. Каков ваш идеальный работодатель?
  2. Уникальное торговое предложение. А что можете предложить вы своему будущему работодателю. Чем вы лучше других кандидатов, претендующих на аналогичную позицию? Опишите ваши профессиональные, управленческие и личностные компетенции. Постарайтесь уйти от шаблонов типа «работаю на результат», «имею сильные управленческие навыки». Вы должны выделяться из толпы!
  3. Портрет идеального сотрудника. Поразмышляйте над портретом идеального сотрудника на аналогичную вакансию. Для этого поставьте себя на место лица, принимающего решения. Какого сотрудника вы бы взяли на работу? Основные тренды нашего времени — эффективность, результативность, умение работать в многозадачном режиме, универсальность.
  4. Резюме. Составьте свое резюме таким образом, чтобы оно «работало» на Вашего идеального руководителя. Взглянув на Ваше резюме, потенциальный работодатель должен воскликнуть «Вот этого кандидат мне подходит!». Как этого добиться? Каждая строчка Вашего резюме должна попадать в потребность Вашего будущего босса. Вы уже составили портрет идеального сотрудника (см. п.3), тогда будьте таким! Покажите свою результативность и эффективность — напишите свои достижения. У Вас системное мышление и Вы действительно умеете работать в режиме многозадачности? Стройте логично свое резюме, систематизируйте описание задач и пути из реализации.
  5. Интервью. Вы задумывались над тем, что и каким образом вы говорите? Как просто или сложно рассказываете о себе и своем опыте? Используете ли Вы профессиональные термины? Какой используете язык жестов? Ведь Ваше позиционирование на интервью отражение Ваших компетенций, о которых Вы заявляете. Здесь полезно вспомнить о технологии STAR. Эта аббревиатура расшифровывается как «ситуация, задача, действия, результат» (Situation, Task, Action, Result). Если Вы рассказываете о своем опыте, описывая его, согласно STAR-логике, Вы помогаете своему интервьюеру узнать, с какими именно ситуациями сталкивались, какие задачи решали, как именно решали поставленные задачи и каких результатов достигли. Вы произведете впечатление человека системного, конкретного, результативного.
    Теперь об эмоциональной стороне. Успешное интервью — это, прежде всего, контакт кандидата и работодателя, основанный на доверии, уважении друг к другу. Это контакт открытый, «на равных», согласно теории Э.Берна, в позиции «Взрослый-Взрослый». Эта позиция позволяет оценить Вас как профессионала, который способен эффективно решить задачи бизнеса. Если Вы хотите успешно пройти интервью, остерегайтесь двух других позиций — не указывайте на проблемы компании или руководства, не давайте негативных оценок (позиция «сверху») и не упрашивайте взять Вас на работу (позиция «снизу»). Скажу одной фразой. Вы должны быть кандидатом, который решит проблемы работодателя, а не просто претендентом на вакансию!

Успехов! И помните, что искать работу — это тоже работа. Сделайте ее творческой и эффективной!

Инна Можайская,
Генеральный директор HR- агентства
«Можайская и партнёры», кандидат психологических наук.

Полезная информация

Для прессы

Статьи

Поделиться в сети